Цель.
Как и всякий другой транспорт, лодка нуждается в постоянном и квалифицированном уходе, поскольку только в этом случае она будет служить долго и надежно.
«Сверкающая внешность», таким образом, никогда не является самоцелью, а признаком хорошего ухода. Уход за большими шлюпками обычно поручается верфи; мы ограничимся здесь только тем, что каждый может сделать без особых приспособлений. Это правильное хранение зимой, уход во время использования и капитальный ремонт.
Хранение зимой.
Основательная чистка всей лодки, внутри и снаружи. Особенно трюм должен быть хорошо очищен от песка (пылесос, тряпка, пропитанная скипидаром) и правильно высушен. Лодка не должна провисать или перекашиваться из-за неравномерной подпорки.
Сухое, проветриваемое помещение.
Весла следует по возможности подвешивать лопастью вниз.
Уход во время использования.
Перед спуском на воду весной — тщательный осмотр: внутри и снаружи, с левого и правого борта, сверху и снизу может потребоваться ремонт.
Вид ремонта зависит от состояния поверхности. Если только повреждены некоторые места, то достаточно частичного подновления. Поверхность обрабатывается наждачной бумагой и лакируется один или несколько раз, по необходимости.
Если слой лака шелушится, то значит он обветшал или потрескался. В этом случае требуется капитальный ремонт. Только специалист может заменить отдельные части, если будут обнаружены прогнившие места на дереве.
Трещины уплотняют ватой и замазывают с обеих сторон шпаклевкой, которую можно самостоятельно изготовить из отмученного мела и олифы. Если доска сидит неплотно, то после удаления краски и лака изнутри прикладывают подходящий брусок (клееная фанера), проклеивают для водонепроницаемости и приклепывают. В труднодоступных местах для крепления используют нержавеющие винты. За шпаклевкой следует покраска в соответствующий цвет. И вообще после каждой поездки лодку надо основательно, в особенности внутри (трюм), чистить и осушивать (губкой, тряпкой).
Капитальный ремонт.
Признаки, указывающие на необходимость капитального ремонта поверхности, уже указывались: шелушение лака, обветшалый потрескавшийся вид.
В зависимости от качества лака и степени изношенности капитальный ремонт должен производиться через многолетние промежутки. В случае хорошо сохранившейся поверхности достаточно нового лакового покрытия по уже имеющемуся. При этом поступают описанным ниже образом. Если внутреннее помещение лодки не лакировано, то его красят через каждые три-четыре года с добавкой деревозащитного средства (ксиламон).
Следующие операции необходимы при капитальном ремонте:
- нанесение состава, размягчающего лакокрасочное покрытие. Паяльная лампа не рекомендуется, так как дерево легко воспламеняется;
- удаление размякшей поверхности — протравливают один кусок за другим и удаляют размягченное покрытие с помощью скребка;
- протирка тонкой шлифовальной бумагой всей поверхности в направлении волокон, чтобы избежать заусениц; удалить пыль;
- поверхность покрывают разбавленной олифой; после высушивания снова протереть шлифовальной бумагой; пыль удалить тряпкой, смоченной в скипидаре;
- первое покрытие специальным лодочным лаком; лак наносить тонким слоем и равномерно, при необходимости разбавлять скипидаром; по возможности работать при тихой сухой погоде (в тени);
- после высушивания: шлифовка мокрым способом всей поверхности устойчивой к воде шлифовальной бумагой, чтобы удалить неровности (пыль, волоски кисти и т. д.) и повысить сцепляемость следующего слоя;
- второе покрытие специальным лодочным лаком (как в пунктах 5 и 6);
- заключительное прокрашивание вторым слоем лака.
Обращение со складной лодкой.
Деревянные части каркаса. При недостаточном просушивании лодки после использования, в особенности перед зимовкой, деревянные части могут загнить. Поэтому вычистить после поездки изнутри так же, как и все другие лодки, и побеспокоиться о высушивании. Время от времени все части каркаса вновь покрывать бесцветным лаком.
Оболочка лодки из ПВХ (поливинилхлорида). ПВХ-оболочка, состоящая из 3-х слоев ПВХ-пленки и 2-х слоев ткани, прочнее, долговечнее и глаже, так что, кроме бережного обращения, которое, как известно, увеличивает срок годности любого предмета, не требует особого ухода.
Пробоины устраняют простой «сваркой» или приклеиванием запасного куска из ПВХ: соответствующий кусок накладывают на пробоину, проводят нагретым ножом или паяльником между поверхностями и плотно прижимают кусок.
Оболочка из резины. Требует несколько большего внимания, хотя 3 слоя резины и 2 слоя ткани достаточно устойчивы. Особенно вредным является прямое солнечное облучение и трение каркаса об оболочку из-за проникшего внутрь песка. Поэтому необходимо поддерживать постоянную чистоту внутри лодки.
Для защиты снаружи сухую оболочку после мойки мыльной водой регулярно натирать специальной лодочной мастикой или пастой. Большие пробоины заклеивают таким же образом, как и велосипедную камеру, небольшие — заделывают резиновой пастой. После натирания всю поверхность полируют тряпкой.
Положительно сказывается натирание тальком внутренней поверхности лодки перед первым спуском на воду, что в принципе известно из монтажа шин мотоцикла и автомобиля.
Для палубы и рубки имеются цветные пропиточные материалы.
Если лодку оставляют на зимнее хранение в собранном виде, то она не должна провисать. Для этого надо наложить по дну слева и справа по планке или доске параллельно продольной оси лодки.